Новруз (праздник прихода весны) или, по-азербайджански, Новруз Байрамы является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане, наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом. Хотя праздник Новруз в основном отмечается в мусульманских странах, он не является религиозным праздником, а, строго говоря, является празднованием наступления дня весеннего равноденствия, символизирующего обновление природы.
По мнению ученых история этого праздника восходит к Древней Месопотамии. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и другие развлечения. Происхождение праздника Новруз также часто связывают с древней религией азербайджанцев - зороастризмом. Вполне определенно, что Новруз отмечался и в доисламские времена и позднее. В советское время Новруз Байрамы праздновался неофициально, так как советская власть запрещала отмечать этот день и даже преследовала за его празднование. Тем не менее многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции.
Праздник Новруз связан с весной, началом сельскохозяйственных работ, обновлением природы и наступлением теплых дней. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магическими действиями, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающую природу. Фактически, подготовка к празднику начинается за месяц до него. Каждая из предстоящих четырех недель - а вернее, четырех сред - посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. По словам ученых, в Ширване эти среды были посвящены следующим природным стихиям: первая воздуху, вторая воде, третья земле, четвертая растительности, потому что по представлениям народа, в первую среду согревается воздух, во второй - вода, в третий оживляется земля, в четвертую деревья и растительность.
Самой важной среди этих сред считается последняя - Ахыр Чершенбе, когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями, которые охватывают все сферы жизни народа и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и обществу в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Среди обрядов, исполняемых при приготовлении к празднику Новруз, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи Сэмэни (солода), которая является символом плодородия природы и человека и имеет магическое и культовое значение. Например, с помощью Сэмэни производят обряд очищения бесплодных женщин. Для этого на голову женщине кладут блюдо с проросшей пшеницей Сэмэни, наливали туда воду, а другая женщина ножницами прорезает струю воды, проговаривая: "О, сила, сделавшая плодородным этот сэмэни, сделай плодородной эту женщину". Процесс приготовления Сэмэни выглядит почти как религиозный обряд, к нему допускаются только женщины. Огонь под казаном, где варится сэмэни разжигает "баши бутов гадын" (буквально "счастливая женщина"), обрядом же руководит самая уважаемая женщина ("агбирчек"). К месту приготовления сэмэни не подпускают мужчин, иноверцев и женщин с дурным глазом. В некоторых регионах в казан кладут щепотку соли от дурного глаза. Церемония приготовления сэмэни называется сэмэни тойу ("свадьба сэмэни") и сопровождается ритуальными песнями и танцами.
Что касается происхождения обряда сэмэни, считается, что он связан с возрождением природы и культом растительности. В Азербайджане, в частности в Губинском районе, был распространен следующий интересный обряд: в последнюю среду неплодоносящие фруктовые деревья "брались на поруки". С этой целью кто-либо, взяв топор, шел к дереву якобы с намерением срубить его. В это время к нему подходил некто и осведомлялся о причине его намерения. Тот объяснял, что дерево не плодоносит. Тогда второй упрашивал первого не рубить дерево и брал его на поруки до следующего года. Аналогичным способом все неплодоносящие деревья брались на поруки, и ни одно из них не срубалось. Другие очень интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Имел место и такой обычай, когда члены семьи в последнюю ночь старого года обрызгивали друг друга водой перед сном. Будучи колыбелью огнепоклонничества, Азербайджан обладает богатейшими традициями, связанными с огнем, который также считается средством очищения. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последнюю среду перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека независимо от пола и возраста. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. В древности костры разжигал несовершеннолетний мальчик с помощью огнива. Этот огонь считался чистым. Если говорить непосредственно о дне праздника, то о его наступлении - наступлении весеннего равноденствия, возвещали выстрелами и ракетами. По традиции, в первый день праздника все домочадцы должны были находиться дома, никуда не ходили и никого не принимали. В народе говорят: "Если в праздничный день не будешь дома, будешь семь лет скитаться".
Все предшествующие празднику дни посвящены основательной уборке дома и приготовлению праздничной пищи, которая также имеет свои собственные традиции. Например, приготовленная к празднику пища должна была включать компоненты, которые не использовались для приготовления повседневной пищи. Здесь следует упомянуть магическое значение, придаваемое числу семь, так оно часто встречается в различных обрядах. Среди них следует отметить "йедди ловун" - в последнюю среду на праздничный стол на медном подносу должны подаваться семь обязательных продуктов (предметов) - соль, хлеб, яйцо, рута, уголь, зеркало и другие. По обычаю этот поднос и продукты на нем являются символическим даром Солнцу.
Согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на праздничном столе должны обеспечить семью достатком этих продуктов в Новом году. Некоторые виды ритуальной пищи - к примеру, яйцо - имеют и магическое значение - они якобы содержат в себе зародыши будущей жизни. Обязательными на праздничном столе являются традиционный плов нескольких видов, сладости и фрукты. В наше время большинство вышеописанных традиций соблюдается, хотя и менее строго. В частности, весьма интересное описание празднования Новруз Байрамы в Баку дано в книге Гусейнгулу Сарабского "Старый Баку", отрывок из которого мы приводим ниже. "Новруз отмечался в Баку намного торжественнее, чем другие праздники. Готовились к нему загодя. Каждый вторник во дворе каждого дома или у ворот разжигали костер. Женщины бросали в огонь узерлик - душистую траву руту, приговаривая слова, призванные отвести от их семьи все беды и напасти. В Баку было много людей, которых кормило море, и ожидавшие их матери, жены, дети добавляли: "Стихни, гилавар, подуй же, хазри, чтоб вернулся домой мой отец (или сын, муж). Ближе к Новрузу старательно прибирались дома, повсеместно наводили чистоту. Готовили к праздничному столу шекер-чурек, бадачурек, пахлаву, другие сладости. Чем меньше оставалось до праздника, тем оживленнее становилось. Бакалейщики украшали свои лавки зеркалами, рисунками из "Шахнаме" Фирдоуси, бумажными фонарями. Каждый лавочник вывешивал над дверью колокольчик, звеня им вовсю, расхваливал свой товар. Безудержно веселилась детвора, забавляя игрой "кос-коса" взрослых, которые щедро вознаграждали юных затейников сладостями.
Добывалось угощение и таким путем. Большинство бакинских домов были одноэтажными, взобраться с улицы на их крышу было нетрудно. Привязав к веревке маленьких мешочек, спускали его через дымоход и никогда не поднимали его пустым, ибо хозяин дома непременно что-нибудь клал в него. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Без позволения старшего никто не смеет притронуться к еде. А он еще занят - совершает намаз, затем читает молитву. В это время вбегает старший сын, сообщает, что прозвучал выстрел, извещающий о наступлении праздника. Отец достает из кармана часы, открывает крышку и говорит, что еще осталось несколько минут. Неторопливо усаживается, пробует кусок праздничной дыни. Хозяйка приносит молочный плов, разливает всем. Едят плов, после чего убирают скатерть. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Посреди комнаты, на ковре стелилась скатерть. В цветных тарелках выставлялось угощение.
Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. В праздник было принято угощать чаем, настоянным на кардамоне, корице, имбире… Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю".
Сегодня - ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями, которые охватывают все сферы жизни нашего народа и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и обществу в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды.
Ахыр чершенбе ахшамы (торпаг чяршянбяси - последний вторник последней недели года) отмечается с особой торжественностью. По поверью, если он совпадает с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым. Во всех домах накрывают праздничный стол - варят плов, пекут сладости (пахлава, шекербура, шекерчурек, шоргогал, бадамбура и другие) и готовят всевозможные лакомства. На праздничном столе обязательно должна стоять парздничная хонча. Посреди хончи обычно ставят сэмэни, а также по свече на каждого члена семьи, крашеные яйца, на столе обязательно должно быть семь видов блюд. В этот день каждый человек должен быть у себя дома.
Базар – подносы, как парад,
Доверху сладости лежат!
Вот, Пахлава Бакинская,
Мутаки Шемахинские,
Рулеты Ордубадские
И Кольчи Ленкоранские,
Шакяр чурек, Шакяр бура
И Нан азербайджанский…
Повсюду сладостей гора,
Не знаю, что купить,
И этот радости базар
Мне долго не забыть!
Мне взглядом трудно охватить такое разноцветье, -
Здесь веселятся и поют и взрослые, и дети!
Борьба, костры, подарки,
Кябабы и кунжут!
Большой весенний праздник,
Тебя давно здесь ждут!
Салам, тебе и всем друзьям,
В Баку пришёл Новруз Байрам!
кто сегодня будет гадать? ))) а может собиремся?)))
НОВРУЗ
#2 Re: НОВРУЗ
ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!!!!!!!! :prty: :prty:
Я виделa в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру....
- Мишуля
- Сообщения: 13450
- Зарегистрирован: 13 май 2010, 10:02
- Я: Бегущая по волнам
- Поблагодарили: 9 раз
#3 Re: НОВРУЗ
Уважаемые форумчане .
НОВРУЗ-символ доброты и святости!
Поздравляю Всех с Наступающим Праздником!Желаю праздничного настроения -весенней радости,полный стол сладости,счастья в ваших домах,здоровья и всего самого наилучшего.Хочу заметить что Новруз Байрам не только вкусности на столе и радость,это еще и наша традиция и история Азербайджана -которую надо беречь!
Стучится в дверь Новруз Байрам,
Идет с улыбкой по дворам
И с ним настрой весенний,
И снова праздник дарит нам
С надеждой робкой пополам
Восторг и вдохновенье.
Его истоки там, на дне,
В тысячелетней глубине —
Не различить отсюда,
Но ежегодно по весне
Мы наяву, а не во сне
Вновь видим это чудо.
Оно берет нас в плен — взгляни! -
Как нежный бархат сэмэни,
Сегодня повсеместно.
Среди предпраздничной возни
Манит, как вечером огни,
Как синий свод небесный.
И жгут веселые костры —
Какой восторг для детворы! —
И прыгают, и пляшут,
В азарте праздничной игры,
И светом полнятся дворы,
А с ними — души наши.
НОВРУЗ-символ доброты и святости!
Поздравляю Всех с Наступающим Праздником!Желаю праздничного настроения -весенней радости,полный стол сладости,счастья в ваших домах,здоровья и всего самого наилучшего.Хочу заметить что Новруз Байрам не только вкусности на столе и радость,это еще и наша традиция и история Азербайджана -которую надо беречь!
Стучится в дверь Новруз Байрам,
Идет с улыбкой по дворам
И с ним настрой весенний,
И снова праздник дарит нам
С надеждой робкой пополам
Восторг и вдохновенье.
Его истоки там, на дне,
В тысячелетней глубине —
Не различить отсюда,
Но ежегодно по весне
Мы наяву, а не во сне
Вновь видим это чудо.
Оно берет нас в плен — взгляни! -
Как нежный бархат сэмэни,
Сегодня повсеместно.
Среди предпраздничной возни
Манит, как вечером огни,
Как синий свод небесный.
И жгут веселые костры —
Какой восторг для детворы! —
И прыгают, и пляшут,
В азарте праздничной игры,
И светом полнятся дворы,
А с ними — души наши.
«Берегите в себе человека!»А.П.Чехов.
- Mushu-svbk
- Администратор
- Сообщения: 4235
- Зарегистрирован: 05 июн 2010, 15:26
- Я: белая и пушистая
- Благодарил (а): 43 раза
- Gender:
-
- Сообщения: 6452
- Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:23
- Я: Альфа и Омега
- Благодарил (а): 12 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Gender:
#6 Re: НОВРУЗ
Дорогие форумчане и гости!
Сегодня утром в 3.12 в нашу страна официально пришла весна. Мы отмечаем один из древнейших праздников идентифицирующих азербайджанцев. Праздник богатый и связанный в нашей памяти со многими светлыми событиями и семейным празднеством! Праздник, который в нашей генетической памяти уходит в более глубокую древность нежели праздневства Нового Года, а посему является для нас более "ярким" и "знаменательным". Все богатство наших традиций находит свое отражение в этих Праздниках. Важность и значимость данного праздника для нас, граждан независимого Азербайджана, определяется и продолжительностью праздничных дней. Неспроста именно праздники Новруз, с недавнего времени, являются самыми "продолжительными" у нас в стране.
Праздник, символизирующий приход весны, и начинающийся с астрономичесского равноденствия, символизирует собою победу Света над Тьмой, Добра над Злом и знаменуется увелечением дня и укорачиванием ночи.
Неспроста с древнейших времен, Новруз считается праздником примерения, прощения обид и возрождения жизни.
Желаю всем отбросить старые обиды, простить то, что накопилось и начать "обновленную" жизнь вместе с приходом Весны. Желаю благополучия, а самое главное светлые и ясные надежды! Пусть вместе с приходом Весны в нас победит Добро и мы выберем тот Свет, который есть в каждом из нас, в каждой Душе!
Хочу пожелать всем нам, чтобы и на следующий год мы отмечалибы Новруз и моглибы делиться нашими пожеланиями на нашем форуме. Желаем дальнейшей стабильности нашей стране, руководству страны, сохранению темпов развития и благоустройства, которые невозможно не отмечать и не замечать.
Желаем нашему форуму еще большего Света и главное стабильности! Желаем благополучия и успеха всем нашим друзьям, гостям и людям, которые поддерживают нас в наших начинаниях!
И самое главное, на эти Праздники, побольше гостей в наших домах и побольше "шапок" у дверей! )))
У нас достаточно времени, чтобы навестить наших родных и родственников и тех людей которых некому навещать.... Давайте воспользуемся этим шансом...
С праздником всех вас и нас!
Сегодня утром в 3.12 в нашу страна официально пришла весна. Мы отмечаем один из древнейших праздников идентифицирующих азербайджанцев. Праздник богатый и связанный в нашей памяти со многими светлыми событиями и семейным празднеством! Праздник, который в нашей генетической памяти уходит в более глубокую древность нежели праздневства Нового Года, а посему является для нас более "ярким" и "знаменательным". Все богатство наших традиций находит свое отражение в этих Праздниках. Важность и значимость данного праздника для нас, граждан независимого Азербайджана, определяется и продолжительностью праздничных дней. Неспроста именно праздники Новруз, с недавнего времени, являются самыми "продолжительными" у нас в стране.
Праздник, символизирующий приход весны, и начинающийся с астрономичесского равноденствия, символизирует собою победу Света над Тьмой, Добра над Злом и знаменуется увелечением дня и укорачиванием ночи.
Неспроста с древнейших времен, Новруз считается праздником примерения, прощения обид и возрождения жизни.
Желаю всем отбросить старые обиды, простить то, что накопилось и начать "обновленную" жизнь вместе с приходом Весны. Желаю благополучия, а самое главное светлые и ясные надежды! Пусть вместе с приходом Весны в нас победит Добро и мы выберем тот Свет, который есть в каждом из нас, в каждой Душе!
Хочу пожелать всем нам, чтобы и на следующий год мы отмечалибы Новруз и моглибы делиться нашими пожеланиями на нашем форуме. Желаем дальнейшей стабильности нашей стране, руководству страны, сохранению темпов развития и благоустройства, которые невозможно не отмечать и не замечать.
Желаем нашему форуму еще большего Света и главное стабильности! Желаем благополучия и успеха всем нашим друзьям, гостям и людям, которые поддерживают нас в наших начинаниях!
И самое главное, на эти Праздники, побольше гостей в наших домах и побольше "шапок" у дверей! )))
У нас достаточно времени, чтобы навестить наших родных и родственников и тех людей которых некому навещать.... Давайте воспользуемся этим шансом...
С праздником всех вас и нас!
Прощение это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.
#7 Re: НОВРУЗ
Пришел долгожданный Новруз Байрамы!
Его с нетерпением ждали все мы.
Новруз принесет пробужденье природы;
Нам так не хватало весенней погоды.
На улицах танцы,гулянье повсюду ,
Все это я долго еще не забуду!
А вот персонажи:кечал и кёса;
Вот скрежет файтона ,и скрип колеса.
Кругом угошенья-гогал,пахлава
О сладостях наших прослыла молва....
А вечером шапки кладут на пороге;
Кладут,и немедленно “делают ноги”
Костры разжигают, и счастлив нород
Ведь праздник НОВРУЗ-это наш НОВЫЙ ГОД!
#8 Re: НОВРУЗ
Для праздника всегда подойдет пахлава бакинская.
Пахлава
В молоко добавляют дрожжи и соль, затем размешивают до полного растворения; кладут яйцо, топленое масло и месят крутое тесто. Через 1—1,5 часа тесто раскатывают до тонкости 0,5 мм. На противень, смазанный маслом, кладут слой теста, сверху посыпают начинкой, состоящей из измельченного миндаля или орехов, смешанных с сахаром, и закрывают вторым слоем теста, смазывают маслом и снова посыпают начинкой. Так составляют несколько слоев. После этого пахлаву режут на ромбы размером 10x4 см, смазывают желтком яйца, смешанным с шафраном. В середину каждого ромба помещают половинку ядра ореха. Выпекают пахлаву в жарочном шкафу при температуре 180—200 градусов в течение 35—40 минут. За 15 минут до готовности пахлаву сверху глазируют сиропом или медом.
Продукты (на 4 порции):
мука пшеничная 240 г
масло топлёное 60 г
молоко цельное 80 г
яйца 1 шт.
дрожжи 8 г
миндаль очищенный 200 г
или ядра орехов 200 г
сахар 200 г
ваниль 0.2 г
шафран 0.4 г
мёд 20 г
Пахлава
В молоко добавляют дрожжи и соль, затем размешивают до полного растворения; кладут яйцо, топленое масло и месят крутое тесто. Через 1—1,5 часа тесто раскатывают до тонкости 0,5 мм. На противень, смазанный маслом, кладут слой теста, сверху посыпают начинкой, состоящей из измельченного миндаля или орехов, смешанных с сахаром, и закрывают вторым слоем теста, смазывают маслом и снова посыпают начинкой. Так составляют несколько слоев. После этого пахлаву режут на ромбы размером 10x4 см, смазывают желтком яйца, смешанным с шафраном. В середину каждого ромба помещают половинку ядра ореха. Выпекают пахлаву в жарочном шкафу при температуре 180—200 градусов в течение 35—40 минут. За 15 минут до готовности пахлаву сверху глазируют сиропом или медом.
Продукты (на 4 порции):
мука пшеничная 240 г
масло топлёное 60 г
молоко цельное 80 г
яйца 1 шт.
дрожжи 8 г
миндаль очищенный 200 г
или ядра орехов 200 г
сахар 200 г
ваниль 0.2 г
шафран 0.4 г
мёд 20 г